- 16-цветный видеовыход для БК
-
? Alexander Tishin@ - 11.11.2017 15:11
В принципе, идея у меня была ещё в 1991 году :( но по причине попадания в мои руки более мощного компа (11/16) так и не была реализована. Ну что же, лучше поздно, чем слишком поздно.
¤
Итак:
¤
С небольшими доработками БК вполне может выводить четырёхбитный IRGB цвет, оставаясь совместимой со всем оригинальным софтом. Оригинальная схемотехника сохраняется почти полностью, меняется только декодирование бит на выходе сдвиговых регистров и добавляется регистр(ы) на шине для управления всем этим хозяйством. Для совместимости с 11М придётся при доработке десятки ещё ПЗУ палитр добавлять, само собой.
¤
Есть два возможных базовых варианта, плюс ещё доработка.
¤
Базовый №1:
Три цвета плюс чёрный. 12-бит регистр палитры, один бит -- выбор 2/4 цвета (512/256 пикселей в строке), ещё три свободны, можно использовать разными образами.
¤
Базовый №2:
Четыре цвета. Сложнее схемотехника, так как нужно распознавать поля видеосигнала. Два регистра.
¤
Доработка (несовместимо с оригинальной БК, поэтому режим должен включаться особо):
Нужен ещё один 8-бит сдвиговый регистр и 8-бит защёлка. Реализуется режим 256x256 с двумя цветами из 16 на блок 8x1 пиксель.
¤
Схемотехника всех вариантов очевидна.
-
? MM - 11.11.2017 17:29
А может просто нарастить битность видеовывода ( с 2 до 4 ) - нацепить дополнительные 1531ТМх и мультиплексоры типа 1531КП11.
Разрешение в самом малом режиме будет 128 х 256. Итого - 4 бит на пиксель + блок палитр.
*
Рамки экрана в принципе отследить не сложно - левый фронт видеостроки начинается серией сигналов видеовывода ( WTI ) ВП1-037 при выбранных ИС ДОЗУ,
а на правый фронт можно поставить примитивный одновибратор на кондесаторе - точность границы видеостроки примерно 1 пиксель реально достижима.
-
? Alexander Tishin@ - 11.11.2017 19:13
Битность нарастить можно, но зачем? 128 пикселей в ширину -- слишком мало. 20 символов текста или примитивная графика. Я поэтому и говорю про даже 512x256 но два из шестнадцати, потому как это позволяет выводить довольно много текста. И бонус -- раз уж делать такую доработку, то ещё раз повторюсь, сделать программное переключение режимов 256/512 точек в строке. Даже удивительно, почему это не было сделано исходно, деталей-то триггер и мультиплексор, один с четвертью корпус.
¤
С рамкой можно ещё проще, и да, я и сам думал про WTI. Делаем счётчик от 32 вниз, взводим по синхроимпульсу, начинаем счёт от первого WTI. Далее очевидно.
¤
Про блок палитр -- а зачем? С доступной памятью всё равно особо не развернёшься в смысле реалистичности картинок, а так -- 16 цветов IRGB вполне нормально ИМХО.
-
? MM - 11.11.2017 19:24
Почему исходно не сделали программное переключение 256/512 :
1. Мало места на ДПП БК.
ИС в планарных корпусах тогда считались "только для вояк", или "только для производства оружия", а БКшка была "двойного назначения" - что могло вызвать трудности согласования вида ЭБ.
2. Лень главного идеолога БК11/М ( ветеран до сих пор работает в ОКБ Э. ).
*
2 из 16 - т.е. приделать палитры на вывод 512х256 в цвете ?
-
? Alexander Tishin@ - 11.11.2017 19:39
Про мало места -- в десятке-то места свободного полно, почему нельзя было сделать? Более того (поною чутка), зачем такой дурацкий порядок цветов для цветного режима? Синий-зелёный-красный, убиццавеником. Психофизиологически яркость увеличивается в порядке синий-красный-зелёный, так и надо было делать. Тогда сплошная закраска была бы зелёной и буковки по умолчанию были бы приятного зелёного цвета, как на монохроматическом мониторе.
¤
Про лень -- верю. Иначе я не могу объяснить абсурдность цветных палитр 11М. Они противоречат (кроме трёх) всей теории цвета, какая есть. И здравому смыслу заодно.
¤
2 из 16 -- да. Точнее, можно было бы даже сделать читаемый счётчик текущей строки и по нему ручками переключать палитру и режим 2/4 цвета, если в разных строках хочется разного. Быстродействия БК для этого хватит.
-
? Alexander Tishin@ - 26.11.2017 15:25
Кстати, ещё дурная мысль:
¤
Как мзвестно, пиксель у БК имеет пропорции 3x4 в режиме 512 точек и 6x4 -- в режиме 256 точек. Если из каждого байта использовать только 6 бит, то можно получить режим 384x256x2 с квадратным пикселем и одной из 4 палитр на блок 8x1 пикселя. Что даёт нормальный цветной текст высокого разрешения и вполне приличную графику, при известном умении -- даже почти без клешинга. Минус -- извращенная организация видеопамяти, усложняющая всё, особенно попиксельный горизонтальный скроллинг.
-
? Дмитрий Николаевич - 28.11.2017 18:18
Влезу без спросу на минутку
Почитав название ветки, подумал что нашли самарскую схему, в районе 94-96 г.г. которую изобрели Мельников, Кутяков и ещё один самарский. Фамилию не помню.
¤
По памяти: навешивается доп.ОЗУ сверху штатных и проводами распаивается по плате несколько корпусов ИСС. Я и в то время и сейчас - мало соображаю в электронике. Так-что врать не буду как и что там.
Но сам лично видел картинку, взятую якобы со спектрума. Отчётливо видел коричневые, рыжие, мягко-зелёные, синие и светло-синие цвета. Белым цветом сделаны блики световые. Там картинка, вроде поляна с лисами была. И это не "черезпиксель" как мы обычно делали с графикой, добиваясь слияния цветов соседних точек. Картинка была очень похожа на интерлейс, но многоцветный и без мерцания.
¤
Нам это всё показывал В.Кутяков у себя дома, говоря: вот, дополнительную ОЗУ сделали, памяти больше будет. Заодно лишний бонус - 16 цветов (если не вру, 16 палитр). Схему мол, готовим. Документацию. Стоить будет не дорого и совместимо с обычным режимом работы и страницами БК11м.
¤
Больше я об этой новинке ничего не слышал, а через пару-тройку лет и сами каролайновцы пропали на PC.
-
? BD@ - 28.11.2017 21:28
пардон, Дмитрий Николаевич, "приставка Бортника" к тем временам уже была )) "связь" самары с масквой поддерживал Алексей Луговой )) это и есть изобретатель ide контроллера вставлявшимся вместо бейсика в 11М ))
доп.ОЗУ не надо было, просто 326я прошивка менялась.
таблица разделов hdd считывалась побайтно, что на скорости не отражалось визуально ))
-
? BD@ - 28.11.2017 22:43
вставляющимся
)) пардон, шибко пьян
- << Форум